Предотвращаем проворачивание камеры колеса мотоцикла и отрыв ниппеля
Немало владельцев мототехники сталкиваются с ситуацией, когда у «железного коня» регулярно прокручивается покрышка вместе с камерой. В результате ниппель накачки отрывает кромкой диска, и хуже всего, если эта неприятность происходит в дороге, тем более в момент движения. Причин этому может быть несколько, а как с ними бороться, мы и расскажем в данной статье…
Давление
Самая распространенная и при этом максимально банальная причина, это
несоблюдение рекомендаций мотопроизводителя относительно степени накачки
колеса. Дело в том, что для разных моделей и модификаций мотоциклов
существуют свои нормы по давлению в шинах. Мало того, даже на одном мото
эти значения могут быть разными для переднего и заднего колес.
Поэтому, первым делом, проверьте давление, и не забывайте это делать
перед выездом, хотя бы пару раз в неделю. Возможно, все что нужно, это
просто найти мануал производителя или посоветоваться с более опытным
владельцем такой же модели, и откорректировать процесс подкачки колес.
Неправильная эксплуатация
Вторая вероятность, это ошибки в управлении, а конкретно при торможении. Тормозить на мотоцикле нужно обоими тормозами! И не забывать при этом сбросить газ. Это ошибка, а иногда осознанная боязнь многих начинающих райдеров, которых успели настращать возможными последствиями использования переднего тормоза. Есть и те, кто не привык пользоваться тормозом ножным. В отдельных случаях при этом забывают отпускать ручку акселератора, в результате силы противодействия разгона и трения приводят к тому, что происходит проворот покрышки со всеми вытекающими, а точнее отрывающими и «воздухотеряющими» последствиями. Здесь на помощь придет только время, с набором опыта вы сами сможете контролировать свои действия и выполнять все правильно. Поэтому наберитесь терпения, советуйтесь с бывалыми, и… все равно будьте готовыми к тому, что в экстренной ситуации сосок оторвет.
Слишком маленькое трение
Наконец, диски и покрышки некоторых производителей слишком гладкие в зонах контакта, что априори предполагает возможность проскальзывания резины по металлу. Усугубить ситуацию может особенность дороги – большое количество торможений сразу на разгоне, характерное для плохого покрытия, тоже понемногу будет сдвигать шину по основе. Сегодня в Сети и реальных магазинах можно найти специальные прижимы, так называемые «буксаторы». Отзывы о данном приспособлении довольно противоречивые, а сам я такой вариант отмел сразу (о причинах) ниже, но такой фиксатор может стать реальным выходом. Но не для всех!
Что делать с литыми колесами
У вашего покорного слуги помимо «круизера» в наличие имеется скутеретта Вайпер Актив (Viper Active) 2008 года. Надежная безотказная «лошадка», элементарная в управлении, с приемлемыми характеристиками, недорогая в ремонте и обслуживании. И с учетом высокого клиренса и малого расхода идеальный вариант для поездок в деревню и по ней, на рыбалку и в прочие короткие маршруты по не слишком хорошим дорогам.
Так вот, на этом и многих других недорогих китайских (и не только) моделях по умолчанию ставят легкосплавные неспицованные диски с центральным ребром жесткости. И упомянутый выше «буксатор» на такое колесо не поставишь, потому что придется это самое ребро сверлить. Возможно, есть варианты переделать сам фиксатор на два прижима, но ввиду ширины диска, толщины и хрупкости, этот вариант тоже выглядит сомнительным. Поэтому мной был выбран другой вариант борьбы с напастью – увеличение сцепного момента в точке контакта диска и посадочного диаметра шины. Если проще – обустройство насечек на ободе!
В некоторых сервисах такую операцию проводят на специальном накаточном станке. Однако подобные агрегаты рассчитаны на более прочные автомобильные диски, и скорее всего, если сервисер и возьмется сделать накат по мотоциклетному ободу, то только под вашу собственную ответственность. Столь же эффективно, хоть и более трудозатратно, зато точно безопасней для колеса получится сделать насечку самостоятельно.
Демонтаж и нанесение наката (насечки) на диск
Прежде, чем приступать, советую заранее приготовить все необходимое. Это избавит от задержек в работе. Если найдется помощник, будет вообще идеально, но можно справиться и самому, как это делал я.
Итак, вам потребуется:
- Рожковые ключи на 17, 14 (2 штуки), 12 и 10 (если мотоцикл другой, возможны вариации)
- Пара монтажек (монтировок), можно обойтись подходящими ломиками
- Молоток и зубило с зауженным концом
- Мешочек из плотной ткани с песком (я использовал старый носок)
Помимо этого следует надежно зафиксировать сам мотоцикл. Если есть центральная подножка, обеспечивающая наклон вперед (чаще всего ниппель срывает именно на заднем колесе) либо специальный подъемник, то ничего придумывать не нужно. В противном случае потребуется еще пара деревянных чурбаков для того, чтобы приподнять мото и зафиксировать его в таком положении. После этого можно приступать к снятию. Если разбирать колесо до этого не приходилось, не волнуйтесь, ничего страшного и сложного не предстоит, а первая часть, описываемого действия пригодится для тех, кто просто хочет заменить проколотое колесо:
- Ключом на 14 отвинчиваем центральный болт втулки с двух сторон
- Не спешим доставать болт, сначала снимаем фиксатор корпуса тормоза (планка, удерживающая барабан в нижней части)
- Затем ослабляем фиксатор привода тормоза (мне даже ключ не потребовался)
- Отпускаем стопорную гайку с левой стороны
- На равное (обязательное условие) количество оборотов (стоит запомнить сколько именно) отпускаем тяги диска по бокам
- После этого можно вынуть центральный болт и снять тормозной барабан с колодками в сборе
- Кстати, это удачный момент для проверки состояния колодок и барабана, и замены при необходимости или в качестве превентивной меры. После этого можно снять колесо и отвинтить крепления ниппеля
- Теперь приступаем к бортировке. Аккуратно заводим монтажку между буртом и кромкой с противоположной от «соска» стороны (на фото видно, как после снятия гаек ниппель повело в сторону). Отжимаем шину наружу, после чего заводим вторую монтажку чуть в стороне. Оставляя одну на месте, второй по кругу высвобождаем шину из обода.
Если «сосок» уже оборван, можно не слишком миндальничать, а вот для сохранения пневмобаллона в целости, следует проводить ломик так, чтобы не повредить резину. Если это обычная замена проколотой камеры, то ее уже можно достать Для замены на этом процесс практически закончен, можно вставлять новый баллон и собирать все обратно. Но, если цель модернизация диска, то нас ждет вторая часть «марлезонского балета»…
Убираем покрышку с диска (тут даже монтажка не потребуется) и выбираем ровную твердую поверхность, на которую укладываем «протектор» из носка с песком (или мешочка). Укладываем на него диск. Вертикально ставим зубило на контактную часть обода. Несильными, но достаточными для появления насечек ударами молотка по зубилу делаем накат по кругу.
Честно скажу, работенка не тяжелая, но очень нудная. Расстояние между насечками должно быть примерно 5 мм, что означает около 300 ударов молотком. Причем нужно делать все аккуратно и не спеша, во-первых, чтобы не навредить ободу, во-вторых, чтобы получить реально эффективный накат. После того, как все сделано, собираем колесо и мотоцикл в обратном порядке.
Пара полезных моментов, о которых стоит помнить во время сборки: При заправке камеры и шины «танцуем» от ниппеля, причем ломик лучше не использовать, все обычно заправляется хорошо и без него, достаточно хорошенько нажать на покрышку рукой или наступить ногой Перед тем, как затягивать основные крепления, убедитесь, что цепь натянута в достаточной мере, но не перетянута, а колесо вращается без вихляний и «восьмерок». Если нужно, ослабьте или подтяните регулировочные гайки
Осталось проверить все в действии, но могу сказать, что за 8 месяцев после подобной процедуры ниппель не обрывало ни разу, хотя до этого раз в пару-тройку недель обязательно. Ровных дорог и добрых «гаишников» всем…
Комментариев нет:
Отправить комментарий